БЕЗ ОТРЫВА ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Психолого-педагогическая деятельность преподавателя при подготовке команды к участию в соревнованиях «Суворовский натиск»
 
В. Калмыков
В регулярно поступающих в училище отзывах от командиров частей и подразделений о подготовке молодых офицеров — вчерашних выпускников отмечается недостаточная сформированность их компетенций, отрыв теории от практики, часто неумение применить полученные теоретические знания на практике; недостаточность подготовленности к действиям в сложных, нестандартных условиях боевой обстановки. Эти оценки, как правило, объективны. Поэтому немаловажным моментом в подготовке молодых специалистов в ходе обучения в училище является повышение прикладных навыков курсантов, направленных на успешное решение поставленной боевой задачи.
Не так давно для системы высшего военного образования в качестве цели выступала определенная совокупность полученных выпускником знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками. Для современного военного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность к реализации данной суммы в практической деятельности.
 Знания и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом подготовки, а конечным становится профессиональная компетентность как результат сформированных компетенций.  Реализация педагогической технологии процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов училища возможна в процессе применения в образовательной деятельности компетентностного подхода, что нашло отражение в профессиональных стандартах подготовки офицеров нового поколения.
Теория компетентностного подхода оперирует категориями «компетенция», «компетентность», которые нуждаются  в конкретизации. Компетенция (в переводе с латинского «competentia») — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, т. е. обладает познаниями и опытом. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования дано определение компетенции как способности применять знания, умения, навыки, личностные качества для успешной деятельности в определенной сфере.
Важнейшее отличие компетенций  от знаний, умений и навыков состоит в том, что компетенции как характеристики социальных действий не могут быть изолированы от социально-производственных условий деятельности, в которых они реализуются. Компетентность курсанта представляется как комплексная личностная характеристика, основу которой составляют его компетенции. Компетентность  выражается в знании дела, наличии определенных интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в профессиональной и коммуникативной деятельности.
Говоря о компетенциях в процессе подготовки будущих офицеров  имеются в виду образовательные компетенции, рассматриваемые как элементы учебной деятельности, по отношению к которым обучающийся становится субъектом деятельности, самоопределяется, осваивает знания и способы действий, знакомится с культурно-историческими достижениями человечества. В процессе обучения часто сталкиваются именно с предметными компетенциями, понимаемыми с функциональной точки зрения как потенциальная возможность личности осуществлять деятельность в данной предметной области в соответствии с установленными и формируемыми требованиями в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин.
 Компетенции базируются на усвоенной системе знаний, умений и навыков, опыте творческой деятельности  и применении норм эмоционально-нравственных оценок.
В данном случае под компетентностным подходом понимается подход, акцентирующий внимание на результате образования — способности офицера действовать профессионально в различных проблемных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода предполагает изменение результативно-целевой основы образования; содержания, форм, методов, средств обучения; контрольно-оценочных систем.
Так, в ходе подготовки курсантов училища к участию во Всеармейских соревнованиях мотострелковых и танковых подразделений «Суворовский натиск» и «Танковый биатлон»  разработана и практически проверена система тренировок по выполнению нормативов боевой и физической подготовки с использованием объектов приказарменной учебной материально-технической базы. В основе ее лежит принцип «от простого — к сложному». В течение всего периода подготовки курсанты последовательно готовятся к выполнению функциональных обязанностей в войсках. А нормативы по боевой подготовке отрабатываются в рамках многоуровневой тактической военно-профессиональной подготовки: одиночной подготовки, слаживания в составе отделения (экипажа боевой машины), слаживания в составе взвода.
В соответствии с планом подготовки курсантов их объем и последовательность составляют:
первый уровень – одиночная подготовка в объеме отработки нормативов, обеспечивающих выработку навыков в действиях на поле боя при овладении специальностями всех должностных лиц мотострелкового отделения и его слаживании;
второй уровень — отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения и навыков в его слаживании; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира взвода;
третий уровень — отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода и слаживании взвода; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира роты.
Тренировки проводятся с использованием бюджета учебного времени в дневные часы и часы самостоятельной подготовки. Это позволяет курсантам в течение всей подготовки отработать все основные нормативы по каждой специальной (военной) дисциплине или предмету боевой подготовки.
Основные цели введения в практику училища предложенной системы тренировок — это успешное выступление команды на соревнованиях и подготовка командира, способного эффективно организовывать выполнение поставленных задач и самому их выполнять.
Достигнуто это может быть только при соблюдении двух условий.
Первое — высочайший профессионализм и мотивация тренерского штаба. Это не только их способность подать команду «Делай, как я» и выполнить упражнение стрельб или вождения, норматив по физической подготовке на «отлично», но и способность преподавателя убедить курсанта в значимости и важности каждого норматива в процессе его службы в войсках. А ведь командир, имеющий по предметам боевой подготовки неудовлетворительные и удовлетворительные оценки, не может служить примером для своих подчиненных. И в военных училищах должны готовиться профессионалы военного дела высочайшего уровня, командиры подразделений. Это — аксиома.
Второе — методическое мастерство. Можно быть высочайшим профессионалом своего дела, но не уметь донести, передать свои знания, навыки и опыт подчиненным. Ни для кого не секрет, что мероприятие боевой подготовки, организованное и проведенное, образно говоря, для галочки, приносит больше вреда, чем пользы. Сам же процесс воинского обучения в таком случае превращается в натаскивание или работу на результат, необходимый для победы в соревнованиях. Поэтому любое занятие, тренировка должны быть не только полезны для каждого курсанта и подразделения в целом, но и интересны.  Заинтересовать подчиненных, сделать занятия по боевой подготовке привлекательными — высочайшее методическое мастерство, даже можно сказать, искусство.
Анализ основных положений названной системы тренировок курсантов по боевой и физической подготовкам как раз выгодно отличается тем, что при настойчивом проведении ее в жизнь может быть обеспечено профессиональное и методическое мастерство будущего офицера.
С одной стороны, в течение всего периода обучения и подготовки к предстоящим соревнованиям курсанты совершенствуют свои навыки в выполнении нормативов по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской подготовке, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, практически выполняют мероприятия подготовки боя, управляют подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач. Не вызывает сомнения, что офицер, прошедший такую школу, будет знать, чему учить своих подчиненных, и сможет эффективно использовать для этого личный пример.
С другой стороны, обеспечивается готовность к выполнению функциональных обязанностей по обучению личного состава. Ведь система тренировок предусматривает, что второй и третий уровни военно-профессиональной подготовки, описанной выше, требуют от курсанта умений организовать и провести занятие. А тут сам процесс подготовки руководителя-курсанта к занятиям не отдан на откуп самостоятельной подготовке: формирование командно-методических навыков курсантов находится под строгим контролем командного и тренерского состава команды и основано на практике войск. Но об этом поговорим позже.
Заслуживает внимания еще одна особенность данной методики — ее воспитательная роль. Недаром конкурс носит название «Суворовский натиск», что особенно примечательно, т. к. совсем недавно мы ответили 290-летие со дня рождения великого полководца. И подготовка курсантов проходит под легендарными лозунгами такими как «Тяжело в учении — легко в бою», «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Кроме того, становление молодого офицера в войсках во многом обусловлено опытом обучения и воспитания, присущих учебному заведению. Во многом вчерашние выпускники военных училищ в своей повседневной деятельности в подразделениях сознательно или подсознательно копируют стиль и методы работы командиров курсантских подразделений и преподавателей. Поэтому очень важно, чтобы этот стиль и эти методы были действительно примерами для подражания.
К слову, для достижения похожих целей и решения аналогичных задач уже не один десяток лет в войсках НАТО один раз в два года проводился знаменитый конкурс на «Приз канадской армии», в котором принимали участие лучшие танковые экипажи стран-участниц альянса. Правда, проводился он в сжатые сроки и не с таким размахом, как у нас, но имел основную цель: определить страну, армия которой имеет на данный момент наилучшую систему подготовки танковых экипажей, которую можно будет взять в будущем за основу. А с 2016 года в Германии ежегодно проводятся соревнования танковых экипажей из стран НАТО под названием «Сильная Европа». Испытания включают 12 этапов, среди которых стрельбы в наступлении и обороне, вождение боевых машин, распознавание различных целей, стрельба из штатного оружия, вызов огневой поддержки, эвакуация поврежденного танка, действия экипажей при применении противником оружия массового поражения.
У нас  в стране в конкурсах «Танковый биатлон» и «Суворовский натиск» участвует весь танковый (мотострелковый) взвод, который проверяется в течение нескольких недель на готовность к решению всевозможных боевых задач в любой обстановке современного боя. Регламент конкурсов «Танковый биатлон» и «Суворовский натиск», в зависимости от требований Положения о проведении соревнований танковых и мотострелковых подразделений, ежегодно меняется путем наращивания и изменения практических задач с целью исключения создания «специальных» подразделений.
Поэтому, на примере проведения данных конкурсов в 2019 году можно предположить, что в дальнейшем подобные соревнования могут включать в себя следующие этапы и задачи.
Первый этап — «Выполнение мотострелковыми взводами огневых задач с преодолением маршрута с естественными и искусственными препятствиями». Этап может включать в себя преодоление водной преграды, спортивный этап (преодоление мотострелковыми отделениями участка местности с естественными и искусственными препятствиями с последующим выполнением оборонительной (1УКС), затем наступательной (2 УКС) тематик стрельб из стрелкового оружия и гранатометов), выполнение мотострелковым взводом огневых задач с преодолением маршрута с естественными и искусственными препятствиями, выполнение пусков ПТУР по обозначенным целям, стрельба и управление огнем артиллерийского подразделения по наблюдаемой неплановой цели, решение огневых задач взводом в наступлении и обороне, выполнение различных нормативов по боевой и физической подготовкам, выполнение других  практических задач.
Второй этап — «Выполнение мотострелковыми взводами учебно-боевых задач», который включает в себя тактические задачи по уничтожению обнаруженных огневых средств в опорном пункте обороны противника (применительно к тактико-огневым упражнениям стрельб из БМП-2), атаку переднего края обороны противника, овладение передним краем обороны и отражение контратаки противника, а также выполнение нормативов по тактической подготовке.
Третий этап — «Эстафета мотострелковых взводов», который включает в себя выполнение экипажами огневых задач с преодолением маршрута с естественными и искусственными препятствиями.
Теперь, когда основные принципы подготовки команды к участию в соревнованиях раскрыты, хотелось бы вкратце остановиться на организации и методике подготовки команды к участию в соревнованиях, которые включали в себя три этапа.
Первый этап — организационный, и включает в себя изучение руководящих документов, Положений о порядке проведения конкурса, определение целей и задач подготовки, проведение практической работы в курсантских подразделениях по отбору кандидатов в основной состав команды. Этой работе предшествует анализ выполнения курсантами практических задач по всем предметам обучения, их командирские и морально-деловые качества, отношение к учебе, психологический отбор и многое другое. На наш взгляд, отбор кандидатов лежит в основе всей работы по подготовке участников соревнований. В качестве примера можно привести боевую аксиому спецподразделений Альфа, которая гласит: «Если на этапе отбора допущена хотя бы одна ошибка, дальнейшая подготовка не имеет смысла». На данном этапе при отборе кандидатов приоритет отдается военнослужащим контрактной службы, иными словами, тем, кто до поступления в училище служил в войсках. Определяющим условием отбора является наличие военной учетной специальности у военнослужащего.
Второй этап — основной. В основе этого этапа лежит многоуровневая подготовка, о которой упоминалось выше. С курсантами, уже отобранными в основной состав команды, проводятся занятия по правилам выполнения мер безопасности при работе с вооружением и техникой, экипирование их боевыми комплектами «Ратник», вручение им вооружения и военной техники, оружия и другого имущества.
Затем курсантов распределяют по отделениям, в составе которых они выполняют нормативы по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской, РХБ, физической подготовкам, выполняют огневые задачи с преодолением маршрута с естественными и искусственными препятствиями, преодолевают водную преграду на вверенных боевых машинах, выполняют тактические задачи, контрольное упражнение (КУ-2) в составе взвода, проведение тактико-огневых упражнений стрельб (ТОУС) согласно положениям Курса стрельб и многое другое.
Несомненно, этот далеко не полный перечень выполняемых задач взводом в ходе подготовки команды влечет за собой способность будущего офицера организовать в подразделении любую работу по обеспечению обычной жизнедеятельности подразделения и боевой подготовки в войсках.
Здесь также необходимо отметить, что практически на каждом занятии выполняются не одно упражнение или разворачивается учебное место. Например, на каждом занятии по огневой подготовке разворачивание следующего учебного места: приведение вооружения боевых машин, стрелкового оружия к нормальному бою и выверка прицельных приспособлений гранатометов, изучение основ и правил стрельбы и решение огневых задач; выполнение 1 УКС из БМП-2; 1 УКС из АК-74; 1 УКС из ПКМ; 1 УУС из РПГ-7; метание учебных гранат на точность; метание «кошки» на дальность; преодоление полосы препятствий или отдельных ее элементов; перетаскивание раненого. Причем каждый экипаж обязан выполнить 1 УКС из БМП-2 не менее трех раз, каждый курсант обязан выполнить 1 УКС из АК-74 и ПКМ не менее двух раз, 1 УУС из РПГ-7 не менее двух раз и выполнить каждый из перечисленных выше нормативов не менее трех раз.
На занятиях по вождению обычно разворачивается учебное место по выполнению упражнения по вождению; производится отработка нормативов, таких как постановка машины в окоп, погрузка машины на железнодорожную платформу с торцевой аппарели и боковой платформы, проверка и натяжение гусеничных лент; установка прибора ночного видения механика-водителя; проведение контрольного осмотра в составе экипажа; отработка нормативов по РХБ подготовке таких как подготовка баллонов ТДП к работе, подготовка к преодолению зараженного участка в составе отделения. В конце занятия, как правило, отрабатывается КУ-2 в составе взвода.
Курсанты выполняют упражнения и нормативы поточным методом, выполнив одно, самостоятельно перемещаются на другое, т. к. все учебные места находятся в зоне досягаемости. Конечно, может возникнуть вполне закономерный вопрос, где же взять столько преподавателей. Преподаватели (тренеры команды)  проводят упражнения стрельб, а на учебных точках проводят занятия курсанты, показавшие наиболее хорошие результаты при выполнении какого-либо норматива и прошедшие перед этим необходимую подготовку по методике проведения данного занятия.
Курсанты-руководители занятия в числе первых выполняют все упражнения и нормативы, а затем убывают на свои учебные точки. С командиром взвода в начале занятия преподаватель кафедры сам проводит выполнение первого упражнения контрольных стрельб из АК-74, после чего командир взвода продолжает принимать упражнение у всего личного состава взвода, а преподаватель убывает на другое учебное место.
На занятиях по тактической подготовке командир взвода принимает решение на вид боя, ставит боевую задачу, организует взаимодействие, разрабатывает схему опорного пункта и руководит действиями отделений (взвода) в ходе занятия.
Курсанты выполняют тактические нормативы, такие как доставка боеприпасов под огнем противника, занятие огневой позиции, передвижение на местности, посадка в боевую машину и высадка из нее, составление карточки огня, осуществление маскировки боевых машин на огневых позициях. В ходе марша взвод отражает нападение диверсионных групп противника из засады, осуществляет перестроение из походного порядка в предбоевой, и из боевого порядка в походный и др.
Во второй части занятия курсанты в составе взвода выполняют нормативы по установке минного поля в глубине обороны противника вручную, экипажи боевых машин отрабатывают нормативы по наложению повязки на различные части тела с использованием комплекта ИПП-1 и эвакуацию раненого из боевой машины с использованием эвакуационных лямок.
Необходимо отметить, что занятия по физической подготовке проводятся одновременно с упражнениями стрельб и отработкой нормативов. Тренер команды по физической подготовке заранее составляет план подготовки команды на каждую неделю, в котором определяет, в какой из дней курсанты будут преодолевать специальную полосу препятствий по элементам, выполнять силовые упражнения и упражнения на выносливость. 
Один раз в неделю курсанты в составе взвода выполняют упражнения стрельб в комплексе со всеми упражнениями по физической подготовке. Например, в начале занятия курсанты, разбившись по парам, с оружием бегут кросс 3–5 километров, затем, прибегая на участок войскового стрельбища, выполняют 1 УКС из стрелкового оружия или гранатометов, преодолевают на время специальную полосу препятствий, после чего прибывают на участок, где перетаскивают по грунту связанные между собой автопокрышки и далее бегут кросс 7–10 километров. Данная методика позволяет сформировать у курсантов скоростную выносливость, тренировать силу и вырабатывать технику в преодолении элементов полосы препятствий.
Третий этап — заключительный. На данном этапе осуществляется контрольная проверка действий личного состава взвода на всех уровнях подготовки, внесение необходимых корректив в штатную численность взвода, расстановка военнослужащих по должностям в состав трех основных, запасного и технического отделений, организация отправки вооружения, оружия, имущества, военной и специальной техники железнодорожным эшелоном, назначение и подготовка караула, убытие личного состава команды к месту проведения конкурса. Также на данном этапе курсанты получают бесценный опыт в погрузке техники, в том числе и колесной, и закреплении ее на железнодорожные платформы, оборудуют вагон для личного состава караула. Опыт по проведению данного мероприятия курсанты в процессе обучения в училище не получают, а он им, несомненно, пригодится в войсках.
Реализуемая в училище система отработки нормативов по боевой и физической подготовке как раз позволяет развивать навыки в действиях, поддерживать ранее приобретенные на неснижаемом нормативном уровне, обеспечивает готовность курсантов к выполнению боевых задач и дает практику командования подразделением в боевой обстановке и повседневной деятельности.
Конечно, настоящая система подготовки не является единственной в своем роде и имеет свои преимущества и недостатки.  В училище не угасают споры о целесообразности отрыва курсанта от общего образовательного процесса (пусть даже на непродолжительное время). Но, безусловно, она заслуживает внимания, т. к. на современном этапе военного строительства Российских Вооруженных Сил в военных училищах создается основа Российской армии XXI века.
 
Калмыков В.Е. Повышение качества методического мастерства преподавателей военно-специальных дисциплин: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Калмыков Валерий Евгеньевич. М.: 2017. — 229 c.
Калмыков В.Е. Методическое мастерство преподавателей в вузах Министерства Обороны и пути его повышения: Монография: 13.00.08 / Калмыков Валерий Евгеньевич. М.: , 2019. — 217 c.
Богомолова Е.В. Методика реализации компетентностного подхода в учебном процессе военного вуза: Статья: / Рязань, 2017. — 4 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *