АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №07 2022 Г
В. СОСНИЦКИЙ
Экипаж черноморской многоцелевой дизельной подводной лодки «Колпино» проявил высокий профессионализм при выполнении учебных задач в дальней и ближней морских зонах
Не столь давние времена выработали у натовских моряков привычку чувствовать себя безраздельными хозяевами в Средиземном море. Но нынче времена меняются. Иные реалии проявляются и в соленых водах, омывающих три континента.
Британская субмарина класса Astute в восточном районе Средиземного моря уже почти вышла на стартовую позицию ракетного пуска, когда ее акустики доложили в центральный пост, что по субмарине активно работают сонары надводных противолодочных кораблей, судя по их характеристикам — русских. Когда командир подлодки попытался уйти в отрыв под так называемый слой скачка, который значительно сокращает дальность работы корабельных гидроакустических систем, то акустики доложили ему о работе сонара подводной лодки, которая цепко села на хвост субмарине «Ее Величества».
У русских собственная цепкость
Что и говорить, британские подводники — профи высокого класса, обладающие огромным багажом морской практики. Вот и на этот раз англичане постарались применить весь свой флотский опыт, неслабый технический потенциал современного подводного корабля, чтобы доказать русским, кто в Средиземном море хозяин. Они самоуверенно шли на восток, пока не попали в зону работы цепких сонаров дизельной подводной лодки Черноморского флота «Колпино». Британская субмарина пыталась прикинуться обездвиженной и лечь на дно, используя аккустический фон моря, пристроиться за шумным турецким танкером, применить аппаратуру электронного противодействия и постановки ложных целей. Но все оказалось тщетным: «русские» умело вели подлодку, то и дело передавая ее в поле зрения наших надводных кораблей или противолодочной авиации, а от нее — другой нашей дизельной подводной лодке проекта 636,3. При этом сама ПЛ «Колпино» так и не была обнаружена поспешившими на помощь англичанам натовскими надводными кораблями. Именно за подобную скрытность плавания на западе наши многоцелевые субмарины этого проекта получили название «Черная дыра». Натовские подводники, видя, что все их маневры отслеживаются противолодочной группировкой российского ВМФ, так и не рискнули приблизиться к пункту базирования наших кораблей в Сирии. И так продолжалось почти неделю, пока шли противолодочные учения группировки разнородных сил Военно-морского флота России в Средиземном море. В британской прессе после этого был поднят огромный шум о российской угрозе в этом районе и недостатках в подготовке подводников «Ее Величества». Наша пресса обошлась лаконичным сообщением о том, что в Средиземном море прошли совместные противолодочные учения фрегата «Адмирала Эссен», дизельной подводной лодки «Колпино» и морской авиации.
Морские будни
Подобные эпизоды службы экипажа «Колпино» в дальней морской зоне сами подводники считают обычными буднями боевой учебы. Но на самом деле — это огромный моряцкий труд, иногда на пределе человеческих возможностей. Ведь, чтобы вот так цепко «держать за хвост» лодку вероятного противника, мало знать ее технические и мореходные характеристики, правильно моделировать действия командира, надо еще и на себе прочувствовать все возможные варианты действий в роли преследуемого. Именно отработкой самых разных ситуаций подводного противоборства и наполнена сегодняшняя боевая учеба колпинцев в дальней морской зоне. Командир подводной лодки капитан 2 ранга Сергей Нерусин считает, что боевой потенциал экипажа формируется в ежедневном взаимодействии боевых постов по самым различным вариантам развития ситуации обычного плавания и боевого применения, в непрерывной заточке индивидуального профессионализма моряков и объедиении его в слаженность общих действий экипажа.
Учение со спасателями
Именно такие качества подводники «Колпино» продемонстрировали недавно в ходе двустороннего учения их дизель-электрической подлодки с нашими малыми противолодочными кораблями. Максимальное приближение учебной обстановки к реалиям морского боя стало для экипажа настоящим испытанием на боеспособность. Ведь обе стороны действовали без всяких скидок на условность, старались применить все свои навыки и выучку, использовали превосходные возможности своих кораблей и современной субмарины.
Учебная аварийная тревога
А венцом этой напряженной учебы в море стало выполнение условной торпедной стрельбы по подводной цели, которая была снайперской. И для этого экипажу «Колпино» надо было уйти от противолодочного преследования, скрытно выйти в заданный квадрат, еще раз доказав, что вероятный противник не зря называет этот тип российских подводных лодок за их скрытность плавания «черной дырой», тщательно «прочесать» его в поисках «вражеской» субмарины, отработать все позиционые условия и данные для проведения торпедной атаки, и только тогда пустить по цели свои разящие торпеды последнего поколения.
Живучесть подлодки — работа трудная
В морально-психологической подготовке моряков-подводников издавна прописана такая суровая формула: при аварийной ситуации в море либо все вместе спасают свою подлодку, либо так же вместе и погибают. И это — не просто методика жесткого настроя на сплочение экипажа, а, скорее, будничная реалия службы моряка подплава. Именно в ее строгом формате на корабельном учении в дальней морской зоне подводники «Колпино» отработали сложные алгоритмы действий, элементы управления подводным кораблем при всплытии и погружении в обычных и экстремальных условиях. По плану учения подлодка погружалась на глубину до 200 метров. Одновременно экипаж отрабатывал слаженность и точность действий в условиях борьбы за живучесть корабля, тренировался заделывать пробоины, проводил подготовку к эвакуации моряков через торпедный аппарат.
Надводным ходом
Все это пригодилось потом и в ходе совместного учения со спасательными силами Черноморского флота по поиску терпящей бедствие подводной лодки. По его сценарию на нашей подлодке возникла аварийная ситуация: получив незначительные внутренние повреждения, она «затонула». Роль «аварийной» субмарины отводилась «Колпино». Поиск затонувшей подлодки осуществляли корабли, вертолеты и самолеты морской авиации. После обнаружения к ней со спасательного судна был спущен глубоководный аппарат АС-28 с аварийной спасательной группой на борту, который пристыковался к объекту и поднял с глубины «раненых» членов экипажа. После проведения спасательных операций подлодка благополучно поднялась на поверхность и продолжила несение службы в дальней морской зоне.
По курсу — мины!
Еще одним эффективным этапом развития морской боевой практики стало совместное учение подводной лодки «Колпино» и морского тральщика «Иван Голубец». По их замыслу, подводная лодка всплыла в заданном квадрате в непосредственной близости от разведанного условного минного заграждения противника. Для обеспечения ее прохода через «минные заграждения» прибыл МТЩ «Иван Голубец», экипаж которого с использованием трального оборудования обеспечил проход подлодки в надводном положении через опасный рубеж. При этом подводники отработали и взаимодействие с морской авиацией. Экипаж поисково-спасательного вертолета «Ка-27ПС» сопровождал подводную лодку при проходе минных заграждений. После преодоления района минной опасности экипаж «Колпино» выполнил погружение и продолжил отработку в море поставленных учебных задач.
Центральный пост
— В результативности боевой учебы экипажа «Колпино» сказываются и инновационные качества этого подводного корабля, и сплоченность его моряков, и задающий импульс личной примерности офицеров, — прокомментировал действия подводников в дальней и ближней морских зонах заместитель командира Новороссийской военно-морской базы по военно-политической работе капитан 1 ранга Николай Савельев. — Молодежный задор таких моряков, как потомственный подводник старший лейтенант Алексей Турбин, органично объединяется в интересах службы с глубоким опытом таких настоящих профессионалов своего дела, как командир БЧ-1 капитан-лейтенант Сергей Кобзарь, техник моторной группы старший мичман Дмитрий Лысак. И это результативно сказывается на боевом настрое всего экипажа.
Учения по борьбе за живучесть на борту подлодки
Пожалуй, именно такое качество моряков подводной лодки «Колпино» проявилось и в ходе недавних зачетных учебных пусков ракет комплекса «Калибр» из подводного положения по береговым и морским целям на черноморских полигонах. Они были столь же точны, как в свое время и «калиберный» удар колпинцев по базам боевиков в Сирии.
Взаимодействие с тральщиком
Справочно:
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» Б-271 —российская дизель-электрическая ПЛ проекта 636.3 , входящая в состав отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота ВМФ России. Последний в серии из шести подводных кораблей данного проекта , построенных для Черноморского флота, назван в честь российского города воинской славы Колпино. Подводная лодка заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 31 мая 2016 года. В состав флота вошла 24 ноября 2016 года. В сентябре 2017 года подводная лодка «Колпино» нанесла удар ракетами «Калибр» по позициям боевиков на территории Сирии. Стрельба велась из акватории Средиземного моря.